История Себежского спецучилища началась более полувека назад, когда в середине 60 – х годов прошлого столетия в живописном сосновом лесу  не берегу Себежского озера решением Министерства профтехобразования было открыто учреждение для обучения несовершеннолетних преступников. Это была своеобразная воспитательно-трудовая «колония» для подростков, совершивших различные преступления, в которой в те далекие годы обучалось около 300 мальчишек из разных уголков Советского Союза. Педагоги училища опирались на наследие А.С. Макаренко и в полной мере использовали в своей работе формы и методы его «Педагогической поэмы».

            Шли годы, менялись страна и законы. И вот уже в середине 90-х годов с приходом нового директора изменилось и училище. В качестве идеи развития, обучения и воспитания несовершеннолетних правонарушителей была выбрана сказка Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Появилась эмблема и флаг училища, первые олимпиады и международные конкурсы, проекты, в которых принимали участие воспитанники.  Самым известным из них был Василий Лыкшин, известный российский киноактер. Его жизнь оборвалась очень рано, на взлете профессиональной карьеры.

В наше сложное время, училище призвано обучать, воспитывать и осуществлять реабилитацию подростков с девиантным поведением. Словосочетание «девиантное поведение» кажется непонятным и пугающим. Его не очень любят воспитанники, считая, что документы с таким названием будут без особого восторга встречены за пределами училища.

Для того, чтобы изменить сложившееся мнение о воспитанниках, с апреля 2016 года на базе учреждения реализуется федеральный  проект «Социальное межведомственное сопровождение несовершеннолетних правонарушителей», финансирование которого осуществляет Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Идея этого проекта появилась не случайно. Псковская область уже неоднократно на своей территории внедряла различные технологии социального сопровождения, правда в системе социального обслуживания семьи, детей, людей с ограниченными возможностями здоровья и большой практический опыт в сфере социального проектирования и реализации различных проектов. Для воспитанников училища крайне сложным оказывается «вписаться» в изменившуюся социальную среду после выпуска. Без помощи специалистов разных ведомств и организаций не обойтись. В процессе реализации проекта мы хотим создать разноуровневую модель социального межведомственного сопровождения несовершеннолетних правонарушителей,  подготовить такую социальную среду по месту дальнейшего жительства каждого выпускника, в которой он сможет успешно адаптироваться и социализироваться. 

На первом этапе проекта с апреля по сентябрь проведено несколько встреч рабочей группы, состоящей из специалистов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних  Себежского района, Псковской области; разработан проект регламента взаимодействия;  программы тренингов, занятий для воспитанников училища; издана «Памятка выпускнику»; состоялся обучающий семинар для специалистов разных ведомств Себежского района по технологии социального межведомственного сопровождения несовершеннолетних правонарушителей; воспитанники училища познакомились с историей города Пскова на экскурсии «Псков – город воинской славы». Закончен только первый этап реализации проекта, впереди еще много мероприятий, таких как, межрегиональный обучающий семинар, издание сборника «Технология социального межведомственного сопровождения несовершеннолетних правонарушителей» и других. Все они пройдут до сентября будущего года и завершатся большой итоговой конференцией.

            Сейчас в училище или в Себежском специальном учебно-воспитательном учреждении, как оно теперь называется, находятся 48 подростков в возрасте от 11 до 18 лет из 26 регионов Российской Федерации. Они, как и обычнее школьники, обучаются по образовательной программе с 5-го по 11 класс; также сдают выпускные экзамены; но еще получают профессии столяра, каменщика, штукатура, слесаря по ремонту автомобилей,; занимаются спортом и музыкой, рисуют, сочиняют стихи, пишут песни; дают многочисленные концерты для жителей Себежского района; участвуют в общероссийских и международных олимпиадах, конкурсах. Но только попадают они в учреждение на разные сроки по приговору или постановлению суда за совершенные ими преступления.

            Давайте познакомимся с жизнью воспитанников  поближе, ведь они такие же, как и их сверстники вне стен училища со всеми проблемами и конфликтами подросткового возраста. Правда, не всегда понятые и принятые  родителями, не от хорошей жизни ставшие угонять велосипеды и автомобили, воровать и продавать чужое имущество. У некоторых из них очень сложная, порой трагичная судьба.

            В училище для воспитанников созданы все условия: живут они в общежитии по звеньям по 8-9 человек в каждом звене, учатся небольшими группами в красивых и ухоженных школьных классах, оборудованных мастерских, получают медицинскую помощь в собственном здравпункте, разнообразно питаются в столовой. Режим дня очень комфортный: подъем в 8.00, затем с 9 до 13 часов обучение в производственных мастерских, после двух часов и до шести – обучение в школе. А в вечернее время - многочисленные спортивные секции, творческие, музыкальные кружки по интересам.

            Вся воспитательная работа в училище основана на общечеловеческих принципах гуманизма, природосообразности, непрерывности и преемственности воспитательного процесса, она ориентирована на личность ребенка и его всестороннее развитие. Главной целью всей работы с воспитанниками является его социализация и интеграция в общество после выпуска из образовательного учреждения.

            В училище сложилось много хороших и добрых традиций: в Новый год всем вместе готовить праздничный стол и запускать фейерверки; в день защитника Отечества и в Международный женский день – дарить музыкальные и театральные подарки жителям Себеского района; в день Победы 9 мая пройти торжественным маршем по центральной площади города и возложить цветы к мемориалу павших воинов; в день защиты детей и день России – рисовать на асфальте; в день памяти и скорби выложить свою «Свечу памяти». А еще есть и «День знаний», «Последний звонок», «За честь училища»,  «Цветной Иван» в день Ивана Купалы, «У Лукоморья» в Пушкинский день России, «Зарница». И это только часть традиций, есть еще большое множество ежедневных познавательных, игровых, развивающих занятий и интересных мероприятий.

            А еще ребята принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях как на территории Себежского района, Псковской области и за ее пределами. Так, например, в апреле этого года  трое воспитанников Константин Софронов, Даниил Герасимов и Евгений Константинов принимали участие в Международном конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» в  г. Могилеве. Софронов Константин занял не только третье место, но и показал самый лучший результат по теоретической подготовке. Костя до училища воспитывался в детском доме Киришского района Ленинградской области. А сегодня он не только лучший по профессии, но и хороший спортсмен, правда, школьные науки даются ему очень трудно – не смог успешно закончить предыдущий учебный год.

Константинов Евгений из Челябинска. Думающий, творческий, спокойный,  вежливый парень. Он прекрасно поет, играет на гитаре и лучше всего у него получаются песни из репертуара Сергея Трофимова – негромкие, но с большим смыслом и очень красивые.

Герасимов Даня  из республики Коми. За время, проведенное в училище, он активно выступал на сцене в театральных постановках, в концертах, в игровых программах. Только вчера он написал, что после выпуска он успешно учится в школе, лучше всего по русскому языку и литературе, подрабатывает вместе с отцом, скучает по училищу и ребятам, просит передать всем привет.

А в мае этого года  г. Майкопе проходила олимпиада для воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений России по общеобразовательным предметам. Училище представляли Жуков Максим и Лобыничев Сергей. Максим  стал призером олимпиады по предмету «трудовое обучение», заняв третье место. Для Максима олимпиада стала первым в жизни большим соревнованием, на которое пришлось в первый раз лететь самолетом, соревноваться в теории и практике среди равных и стать одним из лучших. Максим из г. Сольцы Новгородской области, добродушный, веселый, с артистическими способностями парень. Он с легкостью перевоплощался в разные образы: Деда Мороза, Лешего, девочку Машу, трудного подростка, призывника, ему под силу были любые роли в спектаклях и театральных сценках, а еще он «Мастер на все руки» - выполнит любое порученное дело, умеет хорошо штукатурить и выкладывать каменную кладку, сверлить, строгать. Его мечта – работать строителем.  Недавно Максим уехал домой, пишет, что все нормально, работает.  Сергей – учится в 11 классе, решил остаться в училище после срока выпуска еще на некоторое время, чтобы сдать выпускные экзамены в школе и получить аттестат.

Во время пребывания в училище можно получить и водительское удостоверение. Правда для этого приходится хорошо учиться, не получать замечаний и взысканий за нарушение правил поведения. Один из таких - Курыгин Максим из Ленинградской области.  Он получил водительское удостоверение на право управления трактором. А за образцовое поведение, успешное окончание 10 класса,  получение профессии слесарь по ремонту автомобилей решением суда он досрочно закончил свое пребывание в училище и уехал  домой. Максим звонил, сказал, что сдал экзамены в автошколе, живет с отцом, учится.

В этом году в одиннадцатом классе учился только один воспитанник -  Нанартанцев Максим. Ему было сложнее всех, особенно сдавать одному экзамены под видеокамерами,  но он справился и получил аттестат о полном среднем образовании. Максим из г. Чкаловска Нижегородской области, он умеет делать если не все, то почти все: повесить карнизы, починить замок, дверь, собрать или отремонтировать мебель, класть плитку, сделать стол или подставку под цветы из дерева, а еще он умеет петь и умело обращаться со звуковой  аппаратурой. Максим – участник всех концертных программ, ему удаются как сложные, трагические и патриотические композиции «Офицеры», «Война», так и лирические песни из репертуара Стаса Михайлова. Ему всегда с восторгом аплодирует публика и постоянно вызывает на «бис». Максим тоже учится в автошколе и тоже готовится сдать экзамен на право управления автомобилем. В конце августа ему исполнилось 18 лет. Он не уехал домой, живет в Себеже, работает в автомастерской,  звонит, советуется.

В сентябре уехал в г. Апатиты Мурманской области Волков Александр. Саша вырос в детском доме. За несколько месяцев до выпуска мы постарались вместе с органами опеки города Апатиты подготовить для него индивидуальный маршрут постинтернатной адаптации. Он уже получил муниципальное жилье – отремонтированную однокомнатную квартиру со всеми удобствами - по договору специального найма,  зарегистрировался в этой квартире, встал на учет в службу занятости. После получения выходного пособия будет приобретать мебель и все самое необходимое для жизни. В декабре планирует сдать экзамен в ГИБДД на право управления автомобилем, обучение в автошколе он закончил в Себеже.

Самое сложное после выпуска - сориентироваться в большом количестве справок, документов, заявлений, числе различных организаций и учреждений, куда можно обращаться.  Решить эту проблему поможет разработанная в процессе проекта  «Памятка выпускнику». В нее для каждого выпускника индивидуально сделан вкладыш с номерами телефонов, адресами организаций и учреждений того города, где он будет жить, куда можно обращаться за помощью.

В одной статье  рассказать обо всех мероприятиях проекта и о жизни воспитанников в училище сложно. Главными проводниками ребят в самостоятельную жизнь и их помощниками стали педагоги. Профессия учителя, мастера, преподавателя – очень сложная, но такая важная и ответственная. Наши педагоги – профессионалы, мастера своего дела, они стараются прикоснуться к трепетной детской душе, посеять в ней зерно доброты, любви, согреть ее теплом. В отсутствии родителей педагоги к какой-то мере заменяют семью для каждого воспитанника, пестуют, учат, ругают и очень любят.

    Для всех нас самым трогательным моментом становится выпускной день, когда на торжественной линейке со слезами и дети и взрослые смотрят видеопрезентацию из фотографий, прощаются с выпускником под песню группы

«Любэ» «Там за туманами», отправляя его в самостоятельную жизнь.

 

 

Символ нашего училища – лебедь с раскрытыми крыльями и парусник, набирающий скорость от попутного ветра, он спешит вперед в жизнь со всеми ее радостями и печалями, как и наш окрепший и повзрослевший белый лебедь в свой жизненный полет.

 

 

           

 

Марина Бельгесова, начальник службы

социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения