Песочная
терапия, как метод работы с тревожными подростками
В
рамках реализации проекта «Социальное межведомственное сопровождение
несовершеннолетних правонарушителей» в августе и сентябре продолжаются
психолого-педагогические тренинги для воспитанников.
К
участию в тренинге по песочной терапии
«Песочные истории» привлечены и новые ребята, прибывшие в училище в летний
период времени. Они еще только привыкают к новой для себя обстановке,
адаптируются в среде своих сверстников, и, конечно, испытывают чувство
тревожности.
Песочная
терапия – один из действенных способов оказать необходимую психологическую
помощь подростку с повышенным уровнем тревожности. Она представляет собой такую
форму коррекционной работы, где основное внимание уделяется творческому самовыражению
подростка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит
снижение внутреннего напряжения, находятся
новые пути развития.
Основными
инструментами для занятий с песком являются деревянный ящик прямоугольной формы
размером 50*70 см и высотой 8 см, дно и внутренняя часть бортов которого
окрашены в голубой цвет, символизирующий воду и бессознательное, снаружи ящик
окрашен в бежевый цвет, символизирующий песок и сознание. Песок занимает
примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не
крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы
он был приятен на ощупь. В работе используется как сухой, так и мокрый песок.
Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор, с каким песком работать
всегда остается за самим подростком.
Высокая
эффективность занятий достигается тем, что при создании композиции на песке
вовсе не нужны какие-либо специальные навыки, исключены любые ошибки и нет
понятия «неправильно», подросток чувствует себя более раскованно и не склонен
излишне контролировать и оценивать свои действия. Такого понятия как «красивая»
или «правильная» песочная композиция просто не существует.
В
качестве релаксации можно порисовать на световом столе, где отобразить свои
образы, и, возможно, страхи, чувства, эмоции.
М.В.
Бельгесова, начальник службы
социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения