Аннотация к рабочей программе дисциплины «Психология» (психологический практикум)   10 класс (коррекционный класс)

 

В специальной школе VIII вида подготовка детей к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Предпосылкой профориентационной работы является трудовая подготовка ребёнка, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей.

Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение данной категории детей должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества. Выпускники специальной школы VIII вида, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями.

Урок «Психологический практикум» направлен на оказание помощи учащимся с нарушенным интеллектом выбрать профессию с учётом их индивидуальных особенностей, способностей и интересов, а также потребностей общества.

Цель:

Оказание помощи в профессиональном самоопределении учащимся с учетом их индивидуальных способностей, склонностей и возможностей.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

1.   Расширение   знаний   учащихся   о  рынке  труда,   содержании   деятельности различных типов профессий.

2. Расширение знаний учащихся о квалификационных требованиях предъявляемых профессией.

3. Создание условий для осознания школьниками своих интересов, способностей и общественных ценностей, связанных с выбором профессии.

Занятия проводятся в классно-урочной форме, систематически в течение учебного года из расчёта:

    10 класс - 2 часа в неделю (70 часов в год).

Основные задачи:

-  формировать у учащихся представление об основных профессиях, которыми они могут овладеть после окончания специальной (коррекционной) школы VIII вида;

- оказать содействие развитию профессиональной направленности интересов;

-  создать условия для осознания школьниками своих интересов, способностей и общественных ценностей, связанных с выбором профессии.

Основная направленность уроков в 10 классе на:

- углубление знаний учащихся о рынке труда и требованиях профессии к человеку;

- развитие навыков планирования;

-  коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;

-  анализ соответствия профессиональных намерений и имеющихся интересов и склонностей.

Для проведения уроков используются специальные игры и упражнения с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в предпрофильной подготовке предназначены для побуждения подростка к выбору и формированию навыков решения проблем.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

-    понятия   «профессия»   и   «специальность»,   какие   требования   к   человеку предъявляет профессия, характерологические особенности людей некоторых профессий;

-  о влиянии свойств личности на выбор профессии, о влиянии здоровья на выбор профессии,  о значении мотивации на профессиональную деятельность,  о влиянии интересов     на     профессиональное     определение,     о     значении     самооценки     в профессиональной   деятельности,   о   влиянии   притязаний   на   выбор   профессии,   о требованиях к профессии;

- понятие «профпригодность», о влиянии здоровья на профпригодность, о влиянии профессии на состояние здоровья;

-  о возможных трудностях и ошибках, которые могут возникнуть при выборе профессии, о необходимости соблюдения дисциплины на производстве.

Учащиеся должны уметь:

-   уметь   соотносить   свои   интересы,   способности   и   возможности   с   выбором профессии, учитывать свои возможности и способности при выборе профессии;

-   иметь  представление  об  основных  профессиях,   которыми  учащиеся  могут овладеть после окончания специальной (коррекционной) школы VIII вида;

- применять полученные знания на практике.

Главный      результат      эффективности      деятельности      по      Программе сформированность у выпускника готовности к выбору доступной для него профессии.