Аннотация к рабочим программам по истории 5-9 классы

 

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

В рабочих программах сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования. Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими направлениями. Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностноориентированной личности.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического и культурного развития общества и его граждан.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5-9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на существенные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения.

Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества.

Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого.

         2.  Цель изучения дисциплины.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для  общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широко социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе – развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории.

 

  1. Структура дисциплины.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельстного и компетентностного подходов, подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в ней в виде двух курсов – «История России» и «Всеобщая история».

5        класс.                                                                         6 класс.

       Всеобщая история. История Древнего мира.       История  Средних веков

       Введение.                                                                 Ранее Средневековье

       Первобытность.                                                       Зрелое Средневековье 

       Древний Восток                                                       Страны Востока в Средние века

       Древняя Греция                                                        Государства доколумбовой Америки

       Древний Рим. 

 

7        Класс                                                                       8 класс

        Новая история                                                          Новая история

        Европа в конце 15- начале 17 в.                             Страны Европы и Северной Америки в

        Страны Европы и Северной Америки в                 первой половине 19 в. 

        середине 17-18 в.                                                      Страны Европы и Северной Америки во

        Страны Востока в 16-18 вв.                                      второй половине 19 в.

                                                                                            Экономическое и социально- 

                                                                                            политическое развитие стран Европы и         

                                                                                            США в конце 19 в.

                                                                                             Страны Азии в 19 в.

                                                                                              Война за независимость в Латмерике

                                                                                              Развитие культуры в 19 в

                                                                                              Народы Африки в Новое время

                                                                                              Международные отношения в 19 в.

 

9        класс. Новейшая история. ХХ- начало ХХ1 в

         Мир в 1900-1914 гг

         Первая мировая война (1914-1918 гг)

         Мир в 1918-1939 гг.

         Вторая мировая война (1939-1945 гг.)

         Мир во второй половине ХХ- начале ХХ1 в.  .

Историческое краеведение изучается в курсе истории России и включает в себя следующий материл:

8        класс.

Смоленщина в первой четверти Х1Х в.

Отечественная война 1812 г.   Декабристы и Смоленщина.

Накануне падения крепостного права. Культура края в первой половине Х1Х в.

Смоленщина во второй половине Х1Х в., отмена крепостного права.

Народное хозяйство и социальные отношения во второй половине Х1Х в.

Общественно-политическая жизнь Смоленщины во второй половине Х1Х в.

Культурная жизнь Смоленского края во второй половине Х1Х в.

 

      Основное содержание курса Истории России. 6-9 классы.

Древняя и средневековая Русь.

Древняя Русь в 8-первой половинеХ11 в.

Русь удельная в 30-е гг. Х11-Х111 в.

Московская Русь 14-15 вв.

Московское государство в 16 в.

Россия на рубеже 16-17 вв.

Россия в 17 в.

Россия в первой четверти 18 в.

Дворцовые перевороты 1725-1762 гг.

Россия в 1762-1801 гг.

 Российская империя в первой четверти Х1Х в.

Российская империя в 1825-1855 гг.

Российская империя во второй половине Х1Х в.

 Российская империя в начале ХХ в.

Россия в 1917-1921 гг.

СССР в 1922-1941 гг.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

СССР с середины 1940 до середины 1950-х гг.

Советское общество в середине 1950-х- первой половине 1960-х гг.

 СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.)

Российская Федерация в 90-е гг. ХХ в.

Российская Федерация в 2000-2012 гг.

 

 

  1. Требования к результатам освоения дисциплины.

Рабочие программы обеспечивают формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

 

        5. Формы контроля.

Индивидуальный контроль

Фронтальный контроль

Тестовый контроль

Презентация

Диктант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация к рабочим программам по истории

на ступени среднего (полного) общего образования  (10-11 классы)

 

Место предмета в учебном процессе

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его  общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса. 

Основные содержательные линии рабочей программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X-XI классов:

 

Классы

Объем учебного времени (федеральный

Разделы примерной программы

 

компонент)

История России

Всеобщая история

X класс

68 ч

История России

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее  40ч

Всеобщая история

(с древнейших времен до середины XIX в.) – не менее 28 ч

XI класс

66 ч

История России

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 38 ч

Всеобщая история

(вторая половина XIX в. – начало XXI вв.) – не менее 28 ч

 

Реализация рабочей программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного профиля. Так, например, в рамках социально-экономического профиля в базовом курсе истории может быть акцентирована особая содержательная линия «История экономики», в рамках естественнонаучных профилей – особая содержательная линия «История науки и техники» и т.д. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только  использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

 

Цели и задачи обучения

 

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

 

Место предмета в базисном учебном плане

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов (или 14,3 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В соответствии с базисным учебным планом «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Согласно календарному учебному графику школы на 2013-2014 учебный год в 10 классах учебный план рассчитан на 34 учебные недели, следовательно, рабочая программа  рассчитана на 68 часов в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю), в 11 классах учебный план рассчитан на 33 учебные недели, следовательно, рабочая программа  рассчитана на 66 часов в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю). С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X-XI классов:

 

Классы

Объем учебного времени (федер. компонент)

Разделы примерной программы

Всеобщая история

Разделы примерной программы

История России

X

68

Всеобщая история (28 часов)

История России (конецXIX-XX вв.) – 40 часов

XI

66

Всеобщая история (28 часов)

История России (XX-XXI вв.) – 38 часов

 

В первом полугодии изучается всеобщая история  – 28 часов; далее – история России – 40 (38) часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).  

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

История 10 класс (базовый уровень)

Место предмета в учебном процессе

Рабочая программа предполагает, что курс «История. Всеобщая история» и «История. История России» входит в предметную область «Общественные науки». Учебники Н.В. Загладин, Н.А. Симония «Всеобщая история. С древнейших времен до конца XIX в.». 2010 г. и А.Н.Сахаров «История России. С древнейших времен до конца XVIIв.» и А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России. XVIII – XIXвв.», 2010 содержат материал, необходимый для изучения предмета на базовом уровне в средней (полной) школе. Содержание курса соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, соблюдения преемственности в образовании, системности вопросов и заданий, их практической направленности; позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам развития человеческого общества, особенностям развития отдельных регионов, проследить динамику исторического развития, его основные этапы; показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, возможности ее альтернативного развития в переломные моменты их истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период.

Основу школьного курса истории составляют следующие содержательные линии. А. Историческое время.

Б. Историческое пространство.

В. Историческое движение.

Г. Человек в истории.

            Развивающий потенциал курса связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления, формированию историко-политической и гуманитарной культур учащихся, развитию их способности, понимать историческую логику общественных процессов, специфику возникновения и отличительные черты различных социальных систем. Акцент делается на развитие навыков самостоятельной индивидуальной работы, раскрытие творческих возможностей - это прежде всего исследовательская и проектная деятельность. Предусмотрена так же коллективная деятельность на уроке – проведение дискуссий, где каждый учащийся может отстаивать свою точку зрения, обосновывать и аргументировать свое мнение, приводить примеры.

При изучении курса «Всеобщая история» и «История России» в средней (полной) школе необходимо использовать межпредметные связи, что широко представлено в параграфах учебников и в поурочно-тематическом планировании курса. Прежде всего, следует опираться на знания учащихся по обществознанию и отечественной истории, а также по литературе, географии, искусству и т.д.

Цели и задачи обучения

Рабочая программа на базовом уровне приоритетным предполагает совершенствование общеисторической, историко-культурной подготовки старшеклассников, упрочение их гражданских убеждений. Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

 воспитание учащихся в духе патриотизма и любви к своему Отечеству как обществу и государству, обладающих неповторимой многонациональной историей и культурой;

 воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

 развитие исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к

дискуссионным проблемам прошлого и современности;

 освоение систематизированных знаний об истории человечества;

 формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и

процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

 формирование умений, анализировать текст учебника, исторического источника,

сопоставлять данные из разных источников (включая электронные ресурсы и Интернет), решать проблемные задания, использовать исторические термины и понятия, знание важнейших дат исторических событий для углубления, расширения и обобщения знаний, определять место и роль России в мире;

 развитие способностей синхронизировать события мировой и российской истории, рассматривать историю как многофакторный процесс, уважать общечеловеческие ценности (достижения в науке, искусстве, литературе ит.д.);

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

1. Познавательные.

умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;

умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;

умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;

умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;

умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.

2. Информационно-коммуникативные.

поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;

извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;

перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;

умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;

умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;

использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений.

3. Рефлексивные.

понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;

владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;

оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;

осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;

умение отстаивать свою гражданскую позицию;

осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.

Место предмета в базисном учебном плане

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в 10 классах на базовом уровне из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов на два года, в 10 классе – 70 часов.

 Согласно календарному учебному графику школы на 2013-2014 учебный год в 10 классах (базовый уровень) учебный план рассчитан на 34 учебные недели, следовательно, рабочая программа  рассчитана на 68 часа в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю). С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X классов:

 

Классы

Объем учебного времени (федер. компонент)

Разделы примерной программы

Всеобщая история

Разделы примерной программы

История России

X

68

Всеобщая история (28 часов)

История России (XX-XXI вв.) – 40 часов

 

В первом полугодии изучается всеобщая история  – 28 часов; далее – история России – 40 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории.

Учебно-методический комплекс

 

Программа

Учебник

Методические пособия для учителя

Пособия для учащихся

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования,

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории

Н.В. Загладин, С.И. Козленко, Х.Т. Загладина История. История России и мира. Программа курса и тематическое планирование. – М.: «Русское слово», 2012

 

 

Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVIвека. Ч.1:Учебник для 10 класса общеобразова-тельных учреждений. – М. «ТИД «Русское слово – РС», 2010г.

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России XVII-XIXвека. Ч.2:Учебник для 10 класса общеобразо-вательных учреждений. – М. «ТИД «Русское слово – РС», 2010г.

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIXвека: Учебник для 10 класса. - М. «ТИД «Русское слово – РС», 2010г.

Поурочное планирование. Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. История Отечества. России с древнейших времен до конца XVIвека. Ччю1,2: Москва. «Русское слово. 2010г.

 Данилов А.А. «История России в таблицах. 20 век. 9- 11 классы». Справочное пособие.

Москва. «Русское слово. 2009г.

 А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Т.И. Тюляева «Контрольные и проверочные работы по истории 20 века.

9-11кл.

Москва. «Русское слово. 2009г.

Школьный справочник по истории России.

Диски (DVD):

«Современная Россия», «История России».

 

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать, понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории;

периодизацию  отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

Уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

 

История 11 класс (Базовый уровень)

Место предмета в учебном процессе

 

Развитие исторической культуры, воспитание цивилизованного толерантного гражданина  – одно из самых надёжных и действенных  средств - приведения жизни в порядок, создания хотя бы минимальных условий для духовного и физического выживания (а может быть и совершенствования) современной молодежи. Курс История интегрирует - социологические, экономические, политические, правовые, этические, культурные, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему.

Курс История является обязательным учебным предметом на базовом уровне, в соответствии с обязательным минимумом разработана рабочая программа по истории России как самостоятельный предмет. Согласно учебному плану школы для среднего (полного) общего образования, составленному на основе базисного, изучение предмета История рассчитано на два года обучения –  10-11 класс, 68 часов в 10 классе и 66 часов в 11 классе учебного времени. Программа История  в 11 классе – предусматривает на изучение блока история России -38 часа учебного времени, на изучение блока всеобщей истории отводится 28 часов.

Цели и задачи обучения

 

1.      Освоение систематизированных, целостных знаний об истории человечества, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; формирование исторического мышления;

2.      Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся, уважения к историческому и культурному наследию народов России, к исторической личности, правам человека;

3.      Развитие способности  понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к историческим процессам, явлениям, фактам;

4.      Помочь социализации учащихся, формированию у них ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.

 

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

 

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

 

Место предмета в базисном учебном плане

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  140 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, в том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов на два года.

 Согласно календарному учебному графику школы на 2013-2014 учебный год в 11 классе «Б» (базовый уровень) учебный план рассчитан на 33 учебные недели, следовательно, рабочая программа  рассчитана на 66 часа в год (из расчёта 2 учебных часа в неделю). С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для XI класса «Б»:

 

Классы

Объем учебного времени (федер. компонент)

Разделы примерной программы

Всеобщая история

Разделы примерной программы

История России

XI

66

Всеобщая история (28 часов)

История России (XX-XXI вв.) – 38 часов

 

В первом полугодии изучается всеобщая история  – 28 часов; далее – история России – 38 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории.

Учебно-методический комплекс

 

Программа

Учебник

Методические пособия для учителя

Пособия для учащихся

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования,

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории

Н.В. Загладин, С.И. Козленко, Х.Т. Загладина История. История России и мира. Программа курса и тематическое планирование. – М.: «Русское слово», 2012

 

 

«Всемирная история 20 век». Автор Н.В. Загладин. Москва. «Русское слово». 2011г.

 

«История Отечества 20 – начало 21 века» Авторы:

Н.В. Загладин,

С.И. Козленко,

С.Т. Минаков,

Ю.А. Петров. Москва. «Русское слово» 2012г.

Поурочное планирование. Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. История Отечества. 20 – начало 21 века: Москва. «Русское слово. 2010г.

 

 Данилов А.А. «История России в таблицах. 20 век. 9- 11 классы». Справочное пособие.

Москва. «Русское слово. 2009г.

 

 А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Т.И. Тюляева «Контрольные и проверочные работы по истории 20 века.

9-11кл.

Москва. «Русское слово. 2009г.

Школьный справочник по истории России.

Диски (DVD):

«Современная Россия», «История России».

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения истории России ученик должен

Знать/понимать

1.            Даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов в мировой истории;

2.            Место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий;

3.            Основные понятия курса;

4.            Современные версии и трактовки важнейших проблем истории;

5.            Историческую обусловленность современных общественных процессов;

6.            Особенности исторического пути разных цивилизаций, их роль в мировом сообществе;

7.            Особенности формационного, цивилизационного исторического анализа, теории модернизации.

Уметь:

8.            Составлять хронологические и синхронистические таблицы, конспект, реферат, рецензию;

9.            Характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий;

10.        Читать историческую карту с основой на легенду, использовать данные исторической карты для характеристики развития России в отдельные периоды истории;

11.        Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических источниках, высказывать суждение о назначении, ценности источника

12.        Характеризовать позиции историка, потомка, современника по разным проблемам исторического развития;

13.        Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участников;

14.        Составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;

15.        Соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

16.        Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

17.        Называть характерные черты событий и явлений;

18.        Классифицировать исторические события и явления по разным основаниям;

19.        Сравнивать исторические события и явления, раскрывать, чем объясняются различия;

20.        Объяснять в чем состояли мотивы и результаты  деятельности отдельных людей в истории;

21.        Высказывать обоснованное суждение об историческом событии, процессе, личности;

22.        Определять собственную позицию по отношению к явлениям общественной жизни.

23.        Осуществлять учебные исследования и проекты по различным темам.

 

История 11 класс (Профильный уровень)

 

Место предмета в учебном процессе

 

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по  истории на профильном уровне. Рабочая программа  по истории конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся школы. Рабочая программа  по истории содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

            Рабочая программа  по истории выполняет две основные функции:

 Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся в школе  средствами данного учебного предмета.

 Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся в школе.

Рабочая программа  по истории может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (14,3 % от общего объема учебных часов). Принципы построения вариативной части курса определяются самостоятельно учителем (если он использует примерную программу как рабочую). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации обучающихся в школе.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся в школе  при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся в  школе к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления обучающихся в школе. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне является его непосредственная связь с задачами профилизации образования в школе. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки обучающихся в школе, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе. Одновременно профильная модель исторического образования решает те же воспитательные задачи, которые являются главенствующими на базовом уровне. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление обучающихся в школе  с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у обучающихся в школе    способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.

Основные содержательные линии рабочей программы профильного уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение истории на профильном уровне основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовых, экономических, социокультурных) особенности.         Реализация рабочей программы исторического образования на профильном уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса истории не только связано с подготовкой обучающихся в школе   к возможному поступлению на гуманитарные факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечить высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.

 

Цели и задачи обучения

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

 • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта обучающихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

 • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;

 • освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка обучающихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

 • овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

 • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

 

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

 

Рабочая программа  по истории на профильном уровне предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Именно при профильном изучении истории принципиально важное значение приобретает участие обучающихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в том числе развитие умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность обучающихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Специфика целей и содержания изучения истории на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности обучающихся , к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию. Особенностью системы исторического образования на профильном уровне является тесная взаимосвязь с подготовкой обучающихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.

 

Место предмета в базисном учебном плане

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  280 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне, в том числе: в X и XI классах по 140 часов, из расчета 4 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 280 учебных часов на два года.

 Согласно календарному учебному графику школы на 2013-2014 учебный год в 11 классе «А» (профильный уровень) учебный план рассчитан на 33 учебные недели, следовательно, рабочая программа  рассчитана на 132 часа в год (из расчёта 4 учебных часа в неделю). С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для XI класса:

 

Классы

Объем учебного времени (федер. компонент)

Разделы примерной программы

Всеобщая история

Разделы примерной программы

История России

XI

132

Всеобщая история (54 часов)

История России (XX-XXI вв.) – 78 часов

 

В первом полугодии изучается всеобщая история  – 54 часов; далее – история России – 78 часов. Рабочая программа составлена с учетом данных особенностей преподавания курса истории.

В соответствии с базисным учебным планом, выбор профильной модели изучения истории определился решением школы. С точки зрения решения задач комплексной довузовской подготовки наиболее эффективным представляется формирование социально-гуманитарного профиля, где наряду с историей на профильном уровне  изучаются обществознание, русский язык и литература, а на базовом – иностранный язык, математика, биология, химия, физика, мировая художественная культура и физическая культура. 

Учебно-методический комплекс

 

 

Программа

Учебник

Методические пособия для учителя

Пособия для учащихся

Государственный образовательный стандарт. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень). (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 года « Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»

Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории

Авторская программа  «Всемирная история XX века» - автор: Загладин Н.В.

Учебник - Загладин  Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. « История Отечества. XX - начало XXI века» (базовый и профильный уровни). 11 класс. М.: Русское слово, 2011г.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования,   утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783;

Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся";

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413«О методи-ческих рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения».

«Всемирная история 20 век». Автор Н.В. Загладин. Москва. «Русское слово». 2011г.

«История Отечества 20 – начало 21 века» Авторы:

Н.В. Загладин,

С.И. Козленко,

С.Т. Минаков,

Ю.А. Петров. Москва. «Русское слово» 2012г.

Поурочное планирование. Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. История Отечества. 20 – начало 21 века: Москва. «Русское слово. 2010г.

 

 Данилов А.А. «История России в таблицах. 20 век. 9- 11 классы». Справочное пособие.

Москва. «Русское слово. 2009г.

 

 А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Т.И. Тюляева «Контрольные и проверочные работы по истории 20 века.

9-11кл.

Москва. «Русское слово. 2009г.

 

 

Школьный справочник по истории России.

Диски (DVD):

«Современная Россия», «История России».

 

Требования к уровню подготовки выпускников

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

            Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний обучающихся в ГБОУ школе №580).

            Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям обучающихся в ГБОУ школе №580 на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на профильном уровне (в том числе: проводить комплексный поиск информации, осуществлять критику источника, систематизировать информацию, использовать методы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа; формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, участвовать в индивидуальной и групповой исследовательской работе, представлять ее результаты в различных формах и др.).

 В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками обучающихся в ГБОУ школе №580, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России).

            Требования к уровню подготовки выпускника средней (полной) средней школы, изучившего курс истории на профильном уровне, соответствуют уровню подготовки, необходимому для успешной сдачи Единого государственного экзамена.

В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен

 знать/понимать

 • факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

 • принципы и способы периодизации всемирной истории;

 • важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

 • особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

 • историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

 • взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории;

 уметь

 • проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

 • осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

 • классифицировать исторические источники по типу информации;

 • использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

 • различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

 • использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

 • систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

 • формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

 • участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

 • представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 • понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

 • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

 • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

 • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

 • осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.