Аннотация

к рабочей программе по физической культуре 5 – 11 класс

на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа составлена на основе учебной программы  «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И.Лях, А.А. Зданевич.  Издательство «Учитель»,  2013 .  Последнее издание 2013 г.)

Рабочая программа по физической культуре рассчитана на  3 часа в неделю за учебный год 102 часа.

Цель: содействие всестороннему гармоничному развитию личности.

Задачи:

1.Укркпление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

2. Совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков.

3.Развитие основных физических качеств.

4. Воспитание потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки.

5.Формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни.

Знания, умения, навыки

Знать/  понимать

 -Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактика  заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

 -Формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;

 -Требования безопасности на занятиях физической культурой;

 -Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

   Уметь:

 - Планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;

- Преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;

  - Выполнять комплексы утренней гимнастики;

 - Выполнять соревновательные упражнения и технико – тактические действия в избранном виде спорта;

 - Осуществлять судейство в избранном виде спорта;

 - Проводить физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты  уроков  физической культуры (в роли помощника учителя);

 - Выполнять простейшие приемы самомассажа;

Практическая   деятельность  

  - Повышение работоспособности, сохранение и укрепление здоровья;

 - Подготовки к службе в вооруженных силах; 

- Организации и проведение индивидуального, коллективного семейного отдыха, участие в спортивных соревнованиях.

Критерии оценивания различных видов работ

Выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе) – практический курс

осуществляется следующим образом:

«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;

«4» -  упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;

«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;

«2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов.

 

Итоговые оценки

Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих.

Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных и зачета (экзамена) по физической культуре (для выпускных классов) и за счет прироста  в тестировании.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими раздела «Основы знаний».

 

Основные критерии выставления оценок по теоретическому курсу

«5» - ставится если:

- полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а так же знания из личного опыта и опыта других людей;

- рассказ построении логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов  (анализа, сравнения, обобщение и выводов);

- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.

«4» -  выставлена тогда когда:

- раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении;

- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 не точности в ответе при использовании научных терминов.

«3» - ставится если:

- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- определения понятий не достаточно четкие;

- не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;

- допускаются ошибки и нет точности в использовании научной терминологии и определении понятий

«2» - получает тот кто:

- не раскрыл основное содержание учебного материала;

- не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- при проверке выполнения Д.З. не ответив не на один из вопросов;

- допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии.

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты  здоровьесберегающяя

Основные методы работы на уроке:

 - словесный;

-  демонстрации;

 - разучивания упражнений;

 - совершенствования двигательных действий и воспитания физических  качеств;

 - игровой и соревновательный.

 

Формы организации деятельности учащихся:  урок.

 

Образовательная область.

 Сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В  процессе освоения учебного материала данной области обеспечить формирование целостного представления о единстве биологического, психологического и социального в человеке.

Цель обучения.

Формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности.

Задачи:

- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни;
- совершенствование функциональных возможностей организма;
- воспитание индивидуальных  черт;
- создание представлений об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптационных свойств организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья поддержки оптимального функционального состояния;

- обучение основам знаний гигиены физкультурной деятельности, профилактики травматизма, коррекции осанки и телосложения;
- формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

 

 

Стандарт основного общего образования по физической культуре

 

Изучение физической культуры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями   с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно – оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности;
- воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально – ценностного отношения к  физкультурно – оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

 

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

 

Основы физической культуры и здорового образа жизни

- Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, профилактике вредных привычек. Оздоровительные системы физического воспитания и спортивная подготовка.

- Олимпийские игры  древности и современности. Достижения отечественных и зарубежных спортсменов на Олимпийских играх. Основные этапы развития физической культуры в России.

(материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников)

- Двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения упражнений, соблюдением режимов физической нагрузки.

- Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений.

 - Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности (материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников)

Правила соревнований по одному из базовых видов спорта.

 

 

 

Физкультурно – оздоровительная деятельность

 

Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга.

Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения.

Комплексы упражнений для развития основных физических качеств , функциональных возможностей сердечно – сосудистых и дыхательной систем.

Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем физического воспитания, адаптивной физической культуры.

Основы туристской подготовки.

Способы закаливания организма, простейшие приёмы самомассажа.

(С учетом состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, медицинских показаний и климатических условий региона)

 

Спортивно  - оздоровительная деятельность

 

Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты).

Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Лазание по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, танцевальные движения.

Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег на короткие, средние и длинные дистанции, барьерный, эстафетный и кроссовый бег, прыжки в длину и высоту с разбега, метание малого мяча.

Лыжная подготовка: основные способы передвижения на лыжах, техника выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений.

Спортивные игры: технические приёмы и тактические действия в баскетболе, волейболе, футболе, мини – футболе.

Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс.

 

Упражнения культурно – этнической направленности: сюжетно – образные и обрядовые игры.

Элементы техники национальных видов спорта.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

в результате изучения физической культуры ученик должен:

знать/ понимать:

- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактика вредных привычек;
- основы формировании двигательных действий и развития физических качеств;
- способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

уметь:
- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
- выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
- осуществлять наблюдение за  своим физическим развитием и индивидуальной физической  подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
- осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- включение занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.  

 

Оценивание учащихся по предмету «Физическая культура»
строится с учетом:
- принципа гуманизации;
- индивидуальных особенностей учащихся;
- деятельного подхода;
- комплексного подхода.
 Основной задачей при оценивании достижений учащихся следует считать задачу расширения форм оценивания: помимо проверки воспроизведения учащимся знаний или умений по образу, заданному учителем, оценивать знания учащихся используемые ими в практической деятельности и творчески использовать свои умения в различных ситуациях.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащихся получают положительную оценку по предмету «физическая культура». Оценки «5», «4», «3» зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности.
По основам знаний. Оценивая знания учащихся,  учитывать глубину и полноту знаний, аргументировать их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержится небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются проблемы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
 С целью проверки знаний использовать различные методы.
Метод опроса применять в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не использовать данный метод после значительных физических нагрузок.

Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами  и веером отвечают на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально.
При проверке знаний применять такой весьма эффективный способ, как демонстрация знаний учащимися в конкретной деятельности. Например, знание упражнений по развитию силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости и т.п.

По владению двигательными умениями: положительная оценка выставляется за выполнение двигательной задачи.

Умение осуществлять физкультурно – спортивную деятельность оценивается методом наблюдения, опроса индивидуального или фронтального.


 

 

 

 


Тематический план учебного курса

Период обучения

Количество часов

1 четверть

24

2 четверть

24

3 четверть

30

4 четверть

24

Итого

102

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

 

 

Класс

 

 

5

6

7

8

9

10

11

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

1.2

Гимнастика с элементами акробатики

18

18

18

18

18

18

18

1.3

Легкая атлетика с кроссовой подготовкой

30

30

30

30

30

30

30

1.4

Лыжная  подготовка

24

24

24

24

24

24

24

1.5

Подвижные игры c элементами баскетбола

30

30

30

30

30

30

30

 

Итого:

102

102

102

102

102

102

102

 

 

 

 

 

Распределение учебного времени

на различные виды программного материала

(сетка часов)

№ п-п

Раздел программы

Кол-во часов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1  2   3    4

1  2   3   4   5

 2    3    4

1    2    3    4

3    4    5

1  2  3   4

1   3   4

1   2   3   4

1   2   3     4

1

Легкая атлетика

30

 

 

 

 

 

 

    

2

Спортив-

ные игры

30

 

        

 

 

 

 

 

 

 

3

Лыжная подготовка

24

 

 

 

      

 

 

 

 

4

Гимнасти- ка

18

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

Всего

102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: Уроки по легкой атлетике и лыжной подготовке могут быть перенесены вперед  или назад на 3 часа в зависимости от погодных условий

Оценивая уровень физической подготовленности, принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств принимается во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень:

 

 

Учебные нормативы

                                                      5 класс.

 

Контрольные упражнения

 

Мальчики

«5»

«4»

«3»

1. Бег 60 м, с

10,0

10,6

11,2

2. Прыжок в длину, см

340

300

260

3. Прыжок с места, см

185

175

160

4. Прыжок в высоту, см

110

100

85

5. Метание мяча 150 г, м

34

27

20

6. Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз

6

4

3

7. Бег на лыжах, 1 км, мин, с

6.30

7.00

7.40

8. Кросс 1500 м мин, с

8.50

9.30

10.00

   

                                              

 

  

                                               6 класс.

 

Контрольные упражнения

 

Мальчики

«5»

«4»

«3»

1. Бег 60 м, с

9.8

10.4

11.1

2. Бег 1500 мин, с

7.30

7.50

 

8.10

 

3. Прыжок с места, см

190

180

170

4. Прыжок в длину, см

360

330

270

5. Прыжок в высоту, см

115

110

90

6. Метание мяча 150 г, м

35

30

25

7. Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз

7

5

4

8. Лазание по канату с помощью ног, м

5

4

3

9. Бег на лыжах, 2 км, мин, с

14.00

14.30

15.00

 

 

                                                   7 класс.

 

 

Контрольные упражнения

 

Мальчики

«5»

«4»

«3»

1. Бег 60 м, с

9.4

10.2

11.0

2. Бег 1500 мин, с

7.00

7.30

8.00

3. Прыжок в длину, см

380

350

290

4. Прыжок с места, см

195

185

175

5. Прыжок в высоту, см

125

115

100

6. Метание мяча 150 г, м

39

31

23

7. Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз

8

6

4

8. Лазание по канату с помощью ног, м

5

4

3

9. Бег на лыжах, 2 км, мин, с

13.00

14.00

14.30

10. Кросс 2000 м мин, с

13.00

14.00

15.00

 

 

                                                   8 класс.

 

Контрольные упражнения

 

Мальчики

«5»

«4»

«3»

1. Бег 60 м, с

8.8

9.7

10.5

2. Бег 2000 мин, с

10.00

10.40

11.40

3. . Кросс 3000 м мин, с

16.30

17.30

18.30

3. Прыжок в длину, см

410

370

310

4. Прыжок в высоту, см

130

120

105

5. Прыжок с места, см

200

190

180

6. Метание мяча 150 г, м

42

37

28

7. Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз

9

7

5

8. Лазание по канату с помощью ног, м

5

4

3

9. Бег на лыжах, 3 км, мин, с

16.00

17.00

18.00

10. Бег на лыжах, 2 км, мин, с

12.00

12.30

13.30

11. Бег на лыжах, 1 км, мин, с

5.30

6.00

7.00

                                                      

                                                   9 класс

 

Контрольные упражнения

 

Мальчики

«5»

«4»

«3»

1. Бег 60 м, с

8.4

9.2

10.0

2. Бег 2000 мин, с

9.20

10.00

11.00

3. . Кросс 3000 м мин, с

15.30

16.30

17.30

4. Прыжок в длину, см

430

380

330

5. Прыжок в высоту, см

130

125

110

6. Прыжок с места, см

215

200

190

7. Метание мяча 150 г, м

45

40

31

8. Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз

10

8

7

9. Лазание по канату с помощью ног, м

5

4

3

10. Бег на лыжах, 3 км, мин, с

17.30

18.00

19.00

11. Бег на лыжах, 2 км, мин, с

12.30

13.00

14.00

12. Бег на лыжах, 1 км, мин, с

5.30

6.00

7.00

 

                                                       10 класс

 

Контрольные упражнения

 

Мальчики

«5»

«4»

«3»

1. Бег100 м, с

14.5

14.9

15.5

2. Бег 800 м мин, с

2.37

2.47

3.00

3. Прыжок в длину, см

440

400

340

4. Прыжок в высоту, см

135

125

115

5. Прыжок с места, см

215

205

195

6. Метание гранаты 700 г, м

32

26

22

7. Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз

11

9

8

8. Лазание по канату на руках  м

4

3

2

9. Кросс 3000 м мин, с

15.0 0

16.00

17.00

10. Бег на лыжах, 2 км, мин, с

10.00

11.00

12.30

11. Бег на лыжах, 3 км, мин, с

15.30

16.30

18.00

12. Бег на лыжах,5 км, мин, с

27.00

29.00

31.00

 

                                        11 класс

 

Контрольные упражнения

 

Мальчики

«5»

«4»

«3»

1. Бег100 м, с

14.2

14.5

15.0

2. Бег 1000 м мин, с

3.30

3.40

3.55

3. Прыжок в длину, см

460

420

370

4. Прыжок в высоту, см

135

130

120

5.Ппрыжок с места, см

240

220

200

6. Метание гранаты 700 г, м

38

32

26

7. Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз

12

10

8

8. Бег 3000 мин, с

13.00

15.00

16.30

9. Лазание по канату на скорость до 4 м. с

12

14

17

10. Бег на лыжах, 2 км, мин, с

10.00

11.00

12.00

11. Бег на лыжах, 3 км, мин, с

15.00

16.00

17.00

12. Бег на лыжах, 4 км, мин, с

20.00

22.00

24.00

13. Бег на лыжах, 5 км, мин, с

25.00

27.00

29.00

 

 

Список используемой литературы

1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 класс  В.И. Ляха, А.А.Зданевича.

2. Н.Ю. Ерофеева, Л.А. Голубь, М.В. Чикурова. Рабочая программа учителя. Методические рекомендации. Ижевск 2003 г.

3. Министерство Образования Российской Федерации. Сборник нормативных документов; Москва, Дрофа, 2004г.

4. Закон Российской Федерации. Об Образовании, Москва, Проспект, 2004 г.

5. Министерство Образования Российской Федерации. Программа по физическому воспитанию учащихся 1 – 11 кл. М; Просвещение 1996 г.

6. Министерство Образования Российской Федерации. Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой. № 13-15-263/13 от 31.10.2003 г.

Список литературы для учащихся

А.Л. Дулин «Баскетбол в школе» Ижевск 1996 г.

В.П. Озолин «Легкая атлетика» 1994 г.

В.С. Каюров «Книга для учителя физической культуры» 1973 г.

И.М. Бутин «Лыжный спорт»1974 г.

Учебник: Физическая культура. 1-9 классы : под общ. редакцией В.И.Ляха. -7-е изд. М.:2011г.

П.К. «Методика преподавания гимнастики в школе» 2000 г.

Ю.Д. Железняк «Спортивные игры» 2001 г.

П.К. «Методика преподавания гимнастики в школе» 2000 г.

Ю.Д. Железняк «Спортивные игры» 2001 г.