Аннотация к рабочей программе  дисциплины «Биология» 5-11 классы

 

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

 

Дисциплина «Биология» включена в базовую часть естественного цикла.

 

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,   Программы основного общего образования по биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138 с Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2)  содержание учебного предмета, курса;

3) календарно-тематическое планирование; 

4) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса;

5) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса прописываются на уровне

основного общего образования.

 

2. Цель изучения дисциплины.  

       

Изучение биологии направлено на достижение следующих  целей:

·        освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

·        овладения умениями применять  биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

·        воспитание  позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

·        использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

 

3. Структура дисциплины:

 

Общая трудоёмкость дисциплины:

5 класс – 70 часов в год (2 час в неделю);

6 класс   - 35 часов  в год  (1 часа в  неделю);

7 класс – 70 часов    в год  (2 часа в неделю);

8 класс - 70 часов в год (2 часа в неделю);

9 класс – 70 часов в год (2 часа в неделю).

10 класс – 35 часов ( 1 часа в неделю)

11 класс – 35 часов ( 1 часа в неделю)

 

Обучение ведется по учебникам:

 

5 класс – Природоведение. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2011.

6 класс – Биология. Живой организм. Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2011.

7 класс – Биология. Многообразие живых организмов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин,  М.: Дрофа, 2011.

8 класс – Биология. Человек. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, М.: Дрофа, 2011.

9 класс – Биология. Общие закономерности. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2011.

10 класс –Биология.  Общая биология . Захарова Е.Т , Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Дрофа 2008.

11 класс -  Биология. Общая биология. Захарова Е.Т , Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Дрофа 2008.

Программа построена с учетом принципов системности, научности,

доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

 

5 класс

 

Название темы

Количество часов

Практические работы

Введение

1

-

Тема 1. Изучение природы

2

-

Тема 2. Вселенная

15

1

Тема 3. Земля

18

3

Тема 4. Жизнь на Земле

18

2

Тема 5. Человек на Земле

16

-

Итоговые проверочные работы

 

 

ИТОГО

70

6

 

 

6 класс

Подпись: № п/п	          Название раздела	                Количество часов
		   уроки	  лабораторные
1	Строение и свойства живых организмов.	10	7
2	Жизнедеятельность организмов.	22	5
3	Организм и среда. Природные сообщества	2	-
4	Итоговая контрольная работа за курс 6 класса	1	
	ИТОГО	35	12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

Подпись: № п/п	          Название раздела 	     Количество часов
		 По программе	 Лабораторные работы 
1	Введение	2	
2	Царство Прокариоты.	2	
3	Царство Грибы	5	2
4	 Царство Растения 	17	7
5	 Царство Животные	39	22
 6	Царство Вирусы 	2	
7	 Обобщение 	2	
8	Итоговая контрольная работа 	1	
	 Итого 	70	31

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

8 класс

 

№ п/п

          Название раздела

     Количество часов

По программе

 Лабораторные работы

Практические работы

1

Человек как биологический вид

1

 

 

2

Происхождение человека

1

 

 

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

 

 

4

 Общий обзор строения и функций организма человека

4

2

 

5

Координация и регуляция

12

2

 

 6

 Опора и движение 

8

2

 

7

Внутренняя среда организма

3

1

 

 8

 Транспорт веществ

5

 

2

9

 Дыхание

5

3

1

10

 Пищеварение

6

 

1

11

 Обмен веществ и энергии 

4

 

 

12

   Выделение

2

 

 

13

   Покровы тела

4

 

 

14

   Размножение и развитие

3

 

 

15

   Высшая нервная деятельность

9

 

1

16

  Итоговая контрольная работа  за курс 8 класса

1

 

 

 

   Итого

70

10

5

 

 

9 класс

 

Раздел

Количество часов

Практические

занятия

 

П.Р.

1

Введение

1

 

2

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

19

1

3

Раздел 2. Структурная организация живых организмов

15

2

4

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

 

5

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

13

 

2

6

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды

11

 

3

7

Обобщение

5

 

8         Итоговая контрольная работа

1

 

ИТОГО

70

8

 

10 класс

Раздел

Количество часов

Лабораторные работы

 

1

Биология как наука. Методы научного познания

3

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

2

История изучения клетки. Клеточная теория

1

3

Химический состав клетки

4

4

Строение эукариотической и прокариотической клетки

3

5

Реализация наследственной информации в клетке.

1

6

Вирусы

2

7

Обмен веществ и преобразование в энергию

3

8

Размножение и индивидуальное развитие фрагментов

6

9

Закономерности наследственности и изменчивости

10

10

Основы селекции. Биотехнология

2

 

итого

35

3

4

 

11 класс

 

     Тема

Количество часов

Лабораторные работы

Практические работы

1

История эволюционных идей.

4

 

 

2

Современное эволюционное учение

9

3

 

3

Происхождение жизни на земле

3

 

1

4

Происхождение человека

5

 

1

5

Экологические факторы

3

 

 

6

Структура экосистем

4

2

2

7

Биосфера — глобальная экосистема

2

 

2

8

Биосфера и человек

3

 

 

9

Обобщение. Заключительный урок

2

 

 

 

Итого

35

5

6

 

 

 

4. Основные образовательные технологии

 

В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и

инновационные технологии развивающего, личностно-ориентированного,

дифференцированного, проектного, игрового, информационно-коммуникативного,

объяснительно-иллюстративного обучения и т.д. В старших классах используются и вузовские технологии обучения в школе (уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты)

 

5. Требования к результатам освоения дисциплины

Учащиеся в результате изучения биологии на базовом уровне должны

знать /понимать:

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория

Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя,

закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем

(структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие

искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,

образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и

биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад

биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное

влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов,

нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и

смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы

скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в

окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей

местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,

зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы

своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое

размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения

жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия

собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных

текстах, справочниках , научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных,

ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов,

вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной

среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми

продуктами;

 

7. Формы контроля

Терминологические диктанты, тест, проверочные , лабораторные работы, опорные

схемы, устное сообщение на биологическую тему. В старших классах - самостоятельная

работа (составление плана ответа, конспекта, подготовка реферата, доклада ) ,

практическая работа, зачет.